Известные здания мира обязаны своей популярностью архитекторам. В истории архитектуры немало творцов, талант которых был признан при их жизни, но далеко не каждый давал имя целым стилям и направлениям. Генри Гобсон Ричардсон (Henry Hobson Richardson, 1838-1868) относится к таковым. Его самая известная работа, Церковь Святой Троицы (Trinity Church, 1877 г.), расположена в Бостоне. А дом, о котором пойдёт речь, особняк Джона Дж. Глесснера (John J. Glessner) в Чикаго, является великолепным примером ричардсоновского стиля (Richardsonian style). В отличие от популярного в то время викторианского стиля, здесь за основу взяты простота и монолитность грубых каменных стен.
Заказчик, бизнесмен Джон Глесснер, и его семья провели в этом доме полвека, а затем передали здание на попечительство Американского Института Архитектуры (American Institute of Architects). В наши дни дом Глесснера — известная достопримечательность. Здесь проводятся экскурсии и различные мероприятия.
Краткая информация
- год окончания строительства: 1886;
- архитектор: Генри Гобсон Ричардсон;
- город: Чикаго;
- размер: 1580 квадратных метров.
Дом выделялся и сейчас выделяется на окружающем его фоне. Несмотря на то, что место, где он находится, перестало быть самым сердцем города, он всё ещё привлекает к себе заинтересованные взгляды.
Главный вход, выглядывающий из-под каменной арки, обращён на авеню Прерий (Prairie Avenue). Одна из причин, по которой стиль Ричардсона относят к модерну, — это подчёркнутое внимание к функциям окон. В отличие от зданий Ренессанса и неоклассицизма, в ричардсоновских домах важнее предназначение и удобство окон, чем их вид со стороны фасада. По тому, как расположены окна, можно легко понять и расположение комнат.
Источник фото: Historic American Buildings Survey, Library of Congress Prints and Photographs Division
Ещё один интересный аспект, который прослеживается в домах архитектора, — это оригинальный вид тыльного фасада. Несмотря на гаражную дверь и слишком узкие окна, эта часть здания выделяется за счет необычной арки. И ведь это не парадный вход, а чёрный, который предназначался для прислуги. Но, тем не менее, смотрится ничуть не хуже того, что обращён на широкую улицу.
Асимметричная арка придаёт этой части дома необычный, неформальный вид.
Остальные детали экстерьера «говорят на том же языке», подчёркивая вес и монолитность камня с помощью арок и узких окон.
Из чертежей видно, как чётко проработаны все детали фасадных камней. На одном из них (вверху слева) даже показаны ступени, которые ведут к задней двери.
Этот дом часто используют для свадебных церемоний и ужинов. Несмотря на то, что окрестности постепенно расселялись, к 1990-му году местность вновь стала набирать популярность. Застройки, которые ведутся с того времени, вызывают множество вопросов, особенно с архитектурной стороны. Однако дом смог сохранить свою индивидуальность на фоне новых многоэтажек.
Везде видна приверженность Ричардсона выстраивать экстерьер здания, ориентируясь на предназначение каждой комнаты. Фасад выложен из кирпича и камня, при этом каменная кладка подчёркивает несущие стены и окна. Некоторые каменные ряды тянутся от окон к окнам, словно выражая характер тех комнат, которые находятся за ними.
Обратите внимание — окна на тыльной части здания больше, чем на фасадной. Это позволяет защитить помещения от уличного шума и пыли. На задний двор выходя окна комнат, а на улицу — коридоры. На подробном плане этажа можно в деталях рассмотреть эту особенность.
На плане видна U-образная форма дома и закруглённый задний двор. В плавном закруглении располагается гостиная, а в одном из «крыльев» — комнаты для прислуги, кладовая и кухня. Численность персонала здесь иногда достигала сотни человек.
Этот дом является прекрасной иллюстрацией социальных отношений того времени. Он разделён на хозяйскую часть и крыло для слуг, хотя в то же время они объединены. Есть даже специальный коридор, через который слуги могли попасть в переднюю часть дома, минуя столовую.
На втором этаже эта концепция продолжается: в восточном крыле были комнаты хозяев, в западном – служащих.
Интерьер дома впечатляет обилием аксессуаров и мелких деталей. Так было принято в эпоху Ричардсона. В то же время, не были редкостью и комнаты с подчёркнуто простым оформлением, открытыми стропилами и отделкой из древесины.
Это тот же самый холл в другом ракурсе. Так он выглядит намного меньше. В принципе, его размеры довольно скромны для дома такой площади.
Интерьер в первую очередь должен был создавать уют. Только каминов здесь четырнадцать штук! Несмотря на то, что ко времени окончания строительства электричество не было редкостью, в каждой большой комнате установили по камину.
Эта комната похожа на библиотеку, но, если приглядеться, то можно понять, что это подвал. Кроме того, что он служил бойлерной и кладовой, здесь также проходило обучение детей.
Вся столовая отделана деревом, даже дверца шкафа слева от камина и дверь, что ведёт в кладовую. Они специально сделаны так, чтобы их было сложно заметить на фоне стен.
Завершим нашу экскурсию панорамой огромного коридора на втором этаже, а также планом парадного входа.
Нам интересно ваше мнение!