Отступление от старинных канонов реализовалось не ради усиления религиозной экзотики. Такая необычная архитектура – это не плод чьей-то буддийской экстравагантности, а воплощение сакрального символизма. Будда, как всем известно, обрел свое просветление под сакральным деревом Бодхи.
В наше время оно называется чуть иначе – Фикус священный – Ficus religiosa. Само дерево, под которым медитировал принц Гаутама, погибло, но на Шри-Ланку в 288 году до н. э. прозелиты привезли семечко этого древа. Поэтому этот священный Фикус, доживший до наших времен, является для буддиста величайшей святыней. Это дерево не просто друг человека, оно – нечто большее – спутник в его поисках истины и проводник высокого духа.
Новый храм, дополняющий старый, который построили на 90 лет раньше, это и есть символ дерева Бодхи, под эгидой которого медитируют нынешние сингапурские монахи. Намек прозрачен: принц сидел под деревом долго, и оставил своего зеленого друга только тогда, когда на него снизошло озарение.
Нынешнее архитектурное «Дерево» тоже должно стать священным Фикусом для пытливых людей, которых хотят познать тайны души и освобождения от мучительного бытия – кошмара вечного перерождения в лоне почти перманентных мучений. Буддист под сенью этого храма должен упорно стремиться к познанию тайн человеческой души, ни на что другое не отвлекаясь. Пока, наконец, долгожданное просветление не освободит его от соблазнов трехмерного царства лжи и страданий.
Неудивительно, что в новом храме много зеленых растений, которые символизируют и древние джунгли, через которые прошел Гаутама, и друзей человека в царстве Флоры, породившей священное Бодхи.
На крыше этого здания высажен небольшой сад, который еще раз подчеркивает уважительное отношение монахов к блаженным духам природы, опекающим красивые растения и человека, по мере их сил и возможностей. Отсюда, с высокой террасы, открывается вид на царство Сансары – нынешний Сингапур и море людей, яростно борющихся за выживание в нашем неприветливом мире подлунном.
В новом святилище Wat Ananda Metyarama есть даже музей, демонстрирующий этапы становления буддийского культа в этой части Востока. Есть молитвенные комнаты, залы для медитаций и большой холл для проведения церемоний во время главных буддийских праздников. И все это – на площади более 1 500 квадратных метров.
Помещения на этажах расположены в иерархическом порядке: на первом этаже осуществляется введение в буддизм, первый этап знакомства со священным пространством и главными идеями этой религии. На втором – неторопливое обучение премудростям жизни и медитации.
Третий этаж предназначен для психического прорыва к тайным глубинам – здесь осуществляется сама медитация как таковая. И на четвертом, последнем, случаются вдохновенные проповеди, когда мудрый учитель становится рупором того или иного буддийского Божества.
Даже красивый фасад этого храма напоминает о Дереве Будды. Хаотически расположенные треугольные окна – это не листья дерева Бодхи, как иногда ошибочно трактуют их в Интернете те или иные комментаторы, а проемы между священными листьями, через которые солнечный свет просачивается на головы буддийских искателей.
Это причудливое сочетание света и тени на стенах святилища символизирует вечную борьбу добра и зла, совершающуюся в человеческих душах. Где солнечный свет является символом духа, несущего знание и свободу.
Гость Красивого загородного дома, глядя на фотографии столь необычного храма, может почувствовать, что буддизм еще жив, что он не успел превратиться в окостеневший культ, проповедующий мертвые догмы. Его философия развивается, что и отражено, как неизбежное следствие, в отступлении от старой архитектурной традиции.
Суть важней формы, а нетрадиционная форма тоже может быть священным символом, не менее вдохновляющим, чем старинная, – вот что говорят творцы этого замечательного святилища.
Нам интересно ваше мнение!