Скугсчюркугорден – красивое Лесное кладбище – давно облюбовано туристами, приезжающими в Стокгольм. «Лесной камень» – это девиз, которым обозначила свой проект фирма Johan Celsing Arkitektkontor, выигравшая международный конкурс.
Задача перед конкурсантами стояла особенная: спроектировать такое строение, крематорий, который гармонично дополняет ансамбль Гуннара Асплунда. К тому времени, когда техническое оборудование старого крематория основательно износилось, знаменитый комплекс Гуннара Асплунда на Лесном кладбище был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Творение известного архитектора обрело статус неприкосновенности, что и сделало техническую модернизацию, требовавшую капитальной реконструкции здания, невозможной.
150 метров отделяют здание нового крематория от главной часовни старого комплекса – Святого Креста. Приземистая постройка находится на холмистой местности, и окружена могучими вековечными соснами.
С высоты птичьего полета крематорий выглядит весьма зловеще – как военный бункер, дзот или преддверие некого инфернального лифта, уходящего в преисподнюю. Но это не случайно. Архитекторы придерживались функционализма – особого направления в архитектуре, которое возникло в ХХ веке.
Функционализм был жестко раскритикован многими архитекторами, которые придерживались альтернативных, ярких, душевных стилей, умножающих положительные эмоции и красоту. Ведь серость бетона, грубость и минимализм отделки, угловатость параллелепипедов накладывают на здания отпечаток «эстетики» бездушной, барачной, концлагерной. Что и прослеживается через негативный эмоциональный настрой, который создают такие строения.
Положительную нотку вносит белый цемент и пустотелый белый кирпич, изменяющий акустику здания. Ибо свет, проходящий через верхние окна, сделанные в крыше, усиливается и создает ощущение помилования – и живых, и покойников. Он похож на луч жизни, просачивающийся в царство мертвых – в беспроглядную скандинавскую Хель. Что и создает положительное ощущение – благой, светлой надежды.
Второй плюс – дорога из больших гранитных плит, положенных между сосен. В отличие от бетона и асфальта такое покрытие органично вписывается в живописный пейзаж и похоже на дорогу именно жизни, а не витающей недалеко смерти.
Этот крематорий, разумеется, чрезвычайно уступает тому, который спроектировал достопочтенный Гуннар Асплунд. Например, мы не увидим здесь красивую скульптурную композицию, как рядом с часовней Святого Креста. Но эта художественная скудость еще раз напоминает, что гении в архитектуре появляются не каждый год кряду.
И все ж таки компактность этой чисто функциональной постройки не вносит сильного диссонанса в эстетику Лесного кладбища. Южная часть столицы по-прежнему великолепна.
Если судьба занесет посетителя Красивого загородного дома в Стокгольм в качестве туриста, есть смысл посетить именно это, южное кладбище, где похоронена великолепная Грета Гарбо – самая знаменитая дочь Одина в ХХ столетии.
Тихое, красочное место, обнесенное массивным каменным забором, как будто специально создано для медитации и размышления о той Границе, которая отделяет мир живых от Гадеса и светозарных Небес.
Нам интересно ваше мнение!