Ритм современной жизни всё чаще заставляет нас использовать для поездок самолёты, реже — скоростные экспрессы, и ещё реже выбор падает на обыкновенные пассажирские поезда. Но до окончательного отказа от путешествий по железной дороге ещё далеко.
Одна из интереснейших историй из мира транспортных сооружений рассказывает о строительстве самой первой в мире высокогорной линии в Земмеринге. Еще в 1848 году началась прокладка первого участка железной дороги, протяжённостью 42 км, и длилась она 6 лет. Отрезок соединил города Мюрццушлаг и Глогниц, пройдя через горный перевал.
Сложность работ заключалась в необходимости преодолевать сложности рельефа и большие (по тем временам) перепады высоты между отдельными участками. Пришлось пробить 14 туннелей, построить 16 виадуков (часть из которых двухэтажные), 11 железных и более 100 каменных мостов, а также сконструировать более мощные локомотивы.
Удачное решение автором проекта Карлом Риттером фон Гегой этих и ещё многих других задач и сделало этот проект выдающимся среди подобных ему, разработанных в XIX веке в сфере гражданской инженерии.
Для сооружения зданий администрации и станций использовались отходы, полученные от выборки породы при пробивании туннелей. Общее количество рабочих, задействованных в этом грандиозном проекте, достигло 20 тысяч человек.
Строительство проходило на высоте 985 метров на уровнем моря, её перепады на отдельных участках составляют 460 м, крутизна — 20-25% на большей половине дороги, отмечаются экстремальные величины подъёма и радиусы поворотов.
Необходимо было использовать новые инструменты и технические приёмы, сконструировать более мощные локомотивы, которых до той поры просто не было. В конкурсе участвовали несколько предприятий, а выиграла машиностроительная компания «Бавария», локомотивы которой имели наибольшую на тот момент грузоподъёмность. Она получила в качестве вознаграждения 20 000 дукатов.
Согласно требований устроителей тендера, грузоподъёмность машины должна составлять не менее 140 тонн на самых крутых подъёмах и при скоростью около 12 км в час. «Бавария» вытянула 132 тонны — больше всех. Прогресс позволил в дальнейшем заменить три построенных локомотива на 500-тонные более мощные машины.
Сооружение было спроектировано столь грамотно и построено так качественно, что оно бесперебойно функционирует до сих пор без кардинальных переделок.
Восхищает желание автора проекта — не просто построить функциональную дорогу, но и вписать её, как фонтан в саду, в природный ландшафт, создать гармонию между техникой и живой средой. Это просто уникальное решение! Единственное существенное дополнение за всю историю эксплуатации заключается в том, что была проведена электрификация и замена тепловозов на электровозы.
Состояние железнодорожного полотна настолько хорошее, что капитальный ремонт ему по-прежнему не требуется, хотя прошло уже 150 лет! Уникальным считается и то обстоятельство, что при прокладке полотна дороги были использованы 80 000 каменных плит и 65 000 кирпичей вместо железа и стали.
Металлическими были только рельсы и элементы путейского оборудования. Благодаря этим тонкостям дорогу прозвали «кирпичной». Неудивительно, что именно эта железная дорога стала первой в мире, занесённой в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Живописные окрестности Альп, через которые проходит дорого, застроены городками, похожими на сказочные, и туристическими комплексами. Земмеринг известен во всём мире как бальнеологический и горнолыжный курорт ещё с XIX века. Когда открылось движение по железной дороге (хотя и со скоростью 6 км в час) туристы просто хлынули сюда, чтобы самолично увидеть все красоты этого уголка Австрии. Долговечность сооружения вызывает искреннее уважение.
С тех пор как открылось движение поездов (17 июля 1854 года), серьёзные ремонты и реконструкции не проводились, только в 1952 году был построен новый главный туннель вместо старого, переставшего функционировать из-за геологических условий.
Падение монархии в 1919 году, мировые проблемы, вызванные Второй мировой войной — всё это негативно повлияло на развитие курортных зон, расположенных вдоль знаменитой «кирпичной» дороги. Сейчас здесь многие дома заброшены, когда-то богатые виллы и отели пустуют.
О былом процветании этого региона напоминает первая в мире высокогорная «кирпичная» железная дорога, исправно и без перебоев работающая и по сей день.
Нам интересно ваше мнение!