Красивые дома в стиле модерн, созданные в первой половине XX века, — вот тема нашей сегодняшней беседы. Предлагаем нашим читателям посмотреть на удивительный особняк, возведённый известным немецким архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius). Динамичный и скульптурный, этот дом в регионе Новая Англия (New England) на северо-востоке США личным примером опровергает общую концепцию современной архитектуры.
Наряду с Le Corbusier, Mies van der Rohe и Frank Lloyd Wright, Walter Gropius (1883–1969) считается одним из выдающихся мастеров современной архитектуры. Его здания не так широко известны, как творения трёх других архитекторов, но его преподавание в школе Bauhaus в Германии и работа в Гарвардском университете после иммиграции в Соединённые Штаты в 1937 году закрепили этот статус.
Он основал Bauhaus в Веймаре (Weimar) в 1914 году, в начале Первой мировой войны, а пять лет спустя, когда школа начала восприниматься обществом всерьёз, сочинил манифест. В нём он призвал людей к «желанию понять и создать новую структуру будущего, которое будет объединять архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое».
Эти слова перекликаются с таким же манифестом группы De Stijl. Однако практический подход этих архитектурных направлений отличается. Например, новое здание школы Bauhaus, завершённое в 1926 году в Дессау (Dessau), совсем иное, нежели такие здания, как дом Rietveld-Schröder, возведённый группой De Stijl. Признанный шедевр, здание Bauhaus, — это асимметричный комплекс зданий с полностью стеклянными наружными стенами, которые автор описал как «адаптированные к нашему миру машин, радиоприёмников и быстрых автомобилей» и связанные «с новой смелостью инженерной мысли».
Но спустя семь лет школа Bauhaus была закрыта под давлением со стороны нацистского режима, и Gropius, работающий в то время на себя, бежал в Англию. Четыре года спустя он отправился в США (как и Mies van der Rohe, в Чикаго) по приглашению декана Гарвардской высшей школы дизайна (Harvard Graduate School of Design) для руководства Департаментом архитектуры (Department of Architecture), движущимся в своей деятельности от школы Beaux-Arts к «новой архитектуре».
Неподалёку от Кембриджа (Cambridge), штат Массачусетс, он построил дом для себя, как воплощение своих идеалов на чужой земле. Здание показывает, как современная архитектура, которая часто считается универсальной и однообразной, на самом деле соответствует особенностям местности, на которой построена.
Немного о Gropius House
- год постройки: 1938;
- архитектор: Walter Gropius;
- местоположение: Lincoln, штат Массачусетс, США;
- площадь: 214 м2.
Архитектор получил возможность построить дом для своей семьи благодаря щедрости Helen Storrow, богатой бостонской матроны, которая предложила ему землю и кредит. Он работал над домом с Marcel Breuer, коллегой из Bauhaus; их сотрудничество продлилось до начала 1940-х годов.
Здесь, уважаемые читатели, мы видим северный фасад особняка. Входная дверь под навесом скрыта за стенкой из стеклянных блоков. Винтовая лестница ведёт на террасу второго этажа.
Земля, выделенная архитектору, находится рядом с прудом Walden. Историческая Новая Англия — старейшая и крупнейшая региональная организация в США, которая следит за сохранностью наследия нации, — в настоящее время управляющая особняком, выделила к нему маршрут: шоссе 126, на юг мимо пруда Walden (Route 126 South past Walden Pond).
Яблоневый сад и другие деревья вокруг дома создают особенную атмосферу, а панорамные окна и просторные террасы позволяют окружающей природе проникать в дом. Возможно, это современная интерпретация идеи единения с природой, которую провозглашал Генри Торо (Henry Thoreau)?
Историк архитектуры Kenneth Frampton в своём исследовании писал, что в реальности Gropius House выглядит намного более скульптурным, чем на фотографиях. Он называл дом динамической пространственной композицией.
Мы рассмотрели северный фасад дома, где расположен вход; здесь мы видим южную сторону, которая приглашает в комнаты солнце через большие окна и резную террасу на втором этаже.
В несущую стену с западной стороны дома встроен камин в гостиной на первом этаже. Именно с этой стороны дом выглядит наиболее выразительно. Навес крыши и решетчатая терраса на втором этаже, поддерживаемые тонкими сваями, придают зданию лёгкий, изящный вид. Такие же сваи поддерживают и крытую веранду с тыльной стороны дома.
Подъездная дорога подходит к дому с северо-восточной стороны. Отсюда здание выглядит асимметрично и скромно — только ровные белые стены и ленточные окна. Однако и здесь можно увидеть перекличку вертикалей, если взглянуть поближе на этот солнечный восточный фасад.
Вместо белых бетонных стен, которые были популярны в то время в Европе, Gropius использовал вертикальный белый сайдинг, которым он обшил деревянный каркас (более отчётливо это заметно на предыдущем фото). Он нашёл вдохновение в традиционных методах строительства и распространённых здесь материалах, всё время создавая нечто, отличающееся от принятых норм.
Навес, выходящий из-за угла северного фасада, словно притягивает тех, кто походит к дому по дороге. Крыльцо отделено стеной из квадратных стеклянных блоков, которые ярко выделяются на фоне простых природных материалов, использованных архитектором при строительстве дома. А чуть дальше можно увидеть спиральную лестницу, ведущую к проёму на втором этаже. Пожалуй, это один из самых интересных и необычных элементов здания.
Винтовая лестница на фасаде дома? Куда она ведёт?
Стеклянная стена изнутри выглядит точно так же, как и снаружи. Она не только создаёт некое укрытие, образуя уютную прихожую, но и пропускает внутрь мягкий непрямой солнечный свет.
В нескольких шагах от входа в прихожей мы видим винтовую лестницу, ведущую на второй этаж. И в этом тоже проявляется баланс между старым и новым, характерный для проектов Gropius.
Архитектор Alexander Gorlin описывает это как современную версию типичной планировки в колониальном стиле с лестницей в центре холла, гостиной с одной стороны, кухней — с другой и спальнями наверху. Судя по расположению входной двери, гостиная находится слева, а кухня — позади нас.
Из прихожей есть вход в кабинет, большие окна которого выходят на север. Из кабинета можно выйти и наружу, к винтовой лестнице, ведущей на верхнюю террасу. Такая планировка позволяет выйти на террасу, не проходя через детскую спальню на втором этаже.
На поэтажном плане здания, который приведён в конце статьи, можно подробно рассмотреть все особенности планировки.
Стена из стеклянных блоков — такая же, как в прихожей, — стоящая напротив окна, отделяет кабинет от столовой.
А так выглядит столовая со стороны гостиной. Пожалуй, это типичная планировка открытого Г-образного помещения. Из мебели в столовой — оригиналы из Bauhaus, разработанные Marcel Breuer, и те, что Gropius привёз из Германии.
Чтобы попасть в спальню хозяев, нужно пройти через гардеробную жены архитектора, Ise. Шкаф и ванная комната находятся слева. Это уникальное и, возможно, неудобное расположение исправляется с помощью прозрачной стены с встроенным зеркалом.
И, наконец, терраса на втором этаже, выходящая на запад. Вход со спиральной лестницы не попал в кадр. Здесь отлично видна обшивка дома деревянным сайдингом. А вдалеке виднеется особняк, который Gropius и Breuer сконструировали для Breuer на той же земле, предоставленной Helen Storrow.
Архитектор умер в 1969 году, и его жена спустя 10 лет решила пожертвовать дом Организации по сохранению наследия Новой Англии, в настоящее время Исторической Новой Англии (Historic New England). Особняк стал музеем в 1985 году, через два года после смерти Ise. В 2002 году он был объявлен национальной исторической достопримечательностью.
Благодаря сорока пяти годам ухода и периодическим реставрациям в отличной форме сохранилась оригинальная обстановка, на которую стоит посмотреть собственными глазами.
Чудесный дом! Какое совершенство отдельных линий просматривается в фасадной части здания Gropius House. Знаменитый архитектор Walter Gropius, создал невероятное сооружение и оформил его непривычным на то время материалом — белым сайдингом, уложенным поверх деревянного каркаса. Применение стеклянных вставок значительно оживляет общую картинку экстерьера, особенно в тёмное время суток.
Известное произведение архитектурного искусства 20 века. Дом Гропиуса — настоящий гибрид, сочетающий в себе различные традиционные и современные течения архитектуры. Ничего подобного еще не видела: плоская крыша, необычное вертикальное расположение досок. Большие окна наполняют дом естественным светом. Сам дом небольшой и компактный, оформлен в стиле минимализма и снаружи и внутри, тем не менее вызывает большой интерес.
Отличный пример для начинающих проектировщиков. Ведь дом, который показан в статье был создан в начале ХХ столетия архитектором Walter Gropius и надо отдать должное этому гениальному человеку, за то, что он сотворил такой прорыв в архитектуре в то время, когда не было достаточно строительных и отделочных материалов, как в настоящее время.
Огромный роскошный особняк. Множество интересных конструкций. Стеклянная стена из блоков, пропускающая во внутрь мягкие солнечные лучи, и винтовая лестница, идущая на второй этаж на терассу, больше всего привлекают внимания внешне. С помощью необычных навесов здание наполняется изящностью.