Стеклянный дом Филипа Джонсона и дом Фарнсуорт Миса ван дер Роэ часто сравнивают, но то, чем они отличаются, гораздо важней их сходства. Оба представляют собой стеклянную коробку с открытым планом, примерно одинакового размера, разработаны для частного владения. Но первый твердо стоит на земле, а второй немного парит над ней. Джонсон попытался сделать так, чтобы структура дома затерялась, а Мис четко ее выделил. И, конечно же, цвета – один черный, а другой белый.
Джонсон закончил свой проект на два года раньше Миса, однако, он подсмотрел у коллеги некоторые детали. Мис уже много лет изучал идею использования пространства, что видно по его поздним работам. В этом смысле дом Фарнсуорт был очень важной работой на пути развития этой мысли. Конечно же, дом не сильно подходит для проживания, но зато является истинным шедевром современной архитектуры.
Кратная информация
- Год завершения строительства: 1951;
- Архитектор: Людвиг Мис ван дер Роэ;
- Расположение: Плано, Иллинойс, США;
- Размер: 140 квадратных метров.
Заказчица и архитектор познакомились на ужине у совместного друга в конце 1945 года. Фарнсуорт была знакома с творчеством Миса и попросил спроектировать для нее загородный дом, в котором можно было бы проводить выходные. В этот же вечер архитектор дал свое согласие.
Фарнсуорт уважала Миса и его креативные идеи, поэтому дала ему много свободы действий. Ее прельщала мысль, что этот дом мог стать прототипом новой американской архитектуры.
Загородная резиденция стоит на реке Фокс и чтобы избежать затопления, Мис поместил ее чуть выше уровня реки. Он также расположил дом параллельно реки, чтобы из него открывался выигрышный вид на окрестности.
Он состоит из трех параллельных плоскостей: пол, крыльцо и крыша.
Два крыльца намерено придают дому некую асимметрию, а также направляют посетителей так, чтобы вначале они увидели дом с южного фасада.
Северная сторона настолько скучна, что ее можно было бы назвать совсем не интересной, если бы не одна деталь. Отсюда можно заметить, что пол и потолок выходят на рамки колон. В конце концов, именно Мису принадлежит фраза “Бог в деталях”.
Этот нюанс придается всему дому легкость и невесомость, тогда как за ее осуществлением стояли долгие, точные, тяжелые расчеты.
С этого ракурса видно, как Мис включил реку и все окрестности в свой план. Однако заказчице не понравилось такое отсутствие приватности, и она установила на окнах завесы.
Здесь начинается неприятная история, связанная с домом. Когда строительство было окончено, и Фарнсуорт въехала в дом, архитектор с ней уже не общался. Он подал на нее в суд, потому что она отказывалась платить, а она подала встречный иск, основываясь на том, что дом не подходит для жизни. Архитектор выиграл оба дела, но больше не брался за частные резиденции.
Вход в дом расположен между столовой и кабинетом. За деревянной стеной есть две ванные, кухня и камин. Перед ней гостиная, которая на фото. Вдали виднеется шкаф, который был установлен уже после завершения проекта, а за ним спальня.
Мис верил, что такое использование стекла будет способствовать единению человека с природой.
Несмотря на взаимные иски, хозяйка владела домом более двадцати лет. В 1972 году его купил другой владелец, убрал все завесы, установил кондиционеры и разрешил людям посещать его, пока хозяина не было.
Спустя тридцать лет дом был выставлен на аукцион и выкуплен совместными усилиями защитников здания и Национального фонда охраны памятников истории.
За последние двадцать лет река Фокс поднялась выше уровня пола, поэтому в 1996 году его подняли еще выше в ходе реконструкции. Наводнения угрожают дому и сейчас, но фонд уже знает, как действовать, чтобы защитить интерьер.
Огромные окна стирают границы между помещением и внешним миром. С улицы, дом кажется лишенным стен и пустым, но это только днём. Ночью, с опущенными панелями, сюда снова возвращается жизнь.