В Риме не так давно, весной 2010 года, открылся новый национальный музей искусств MAXXI, небольшой экскурс о нем будет немного позже, а сейчас хочется задержаться на площади перед этим удивительным зданием.
Сам по себе, это обычный участок, как перед многими другими строениями, но если учесть тот момент, что в окрестностях витает дух творчества, то становится понятно, что и эта территория поддалась необыкновенным метаморфозам.
Каждый год, в летний период прилегающие окрестности облагораживаются необычными новыми нестационарными архитектурными установками, в которых должны присутствовать тень, вода и место для отдыха.
В этом году, с 26 июня и до конца лета, над зеленым участком возвысилась огромная желтая конструкция, созданная итальянской студией Bam! Bottega di Architettura metropolitana. Большое объемное пространство сохранено и одновременно приостановлено в летящих развивающихся тканях.
Легкость и прозрачность перекликаются в инновационной гибкости и доступности воздушной фигуры. Она меняется в зависимости от силы и направления ветра, говорит или молчит, радуется и дарит затененную постоянно меняющуюся хроматическую цветовую зону без зрительной весомой нагрузки. В течение дня — это модная подвеска, а с заходом солнца она превращается в своеобразный световой и мощный фонарь-экран, способствующий проводить различные мероприятия на свежем воздухе.
Яркая достопримечательность совмещает все в одном – свет, тень и воду. Цвет и прозрачность материала, удачно контрастируют с внешними стенами MAXXI. В жаркий день, по периметру струится вожделенная влага, идеально освежающая накаленную солнцем обстановку, а к вечеру циркуляция воды прекращается.
Таким образом, происходит взаимодействие с пространством и людьми, которые присели отдохнуть под замечательным навесом на специально сконструированной деревянной платформе со скамейками, отходящими от всех стандартов. На них удобно сидеть привычным способом и полулежа релаксировать, пристроившись на пологих скосах.
Неизвестно как долго создатели раздумывали над названием своего детища, но имя ему «ОН», скорей похоже на определение пола… А если серьезно, то плавающая студия названа в честь химической формулы гелия – He.
Этот его дебют на площади, в рамках программы Поддержки Молодых Архитекторов (YAP), принес заслуженную победу среди пяти римских финалистов. Благодаря ЕМУ, бетонные стены фасада преобразились в завораживающее зрелище и заиграли живым желтым полупрозрачным светом.
По словам Margherita Guccione, директора римского учреждения, сила проекта-победителя заключается в хорошо продуманном синтезе искусства и технологий, а также в экспериментальным подходе к теме общественной области на фоне больших зданий.
Программа YAP организована при сотрудничестве MAXXI с Нью-Йоркским музеем MoMA / MoMA PS1, Constructo в Сантьяго и впервые присоединившимся Istanbul Modern в Турции. Начинающим дизайнерам дается возможность спроектировать и разместить свои временные уличные пространственные сооружения для летних мероприятий на территориях, прилегающих к наибольшим галереями мира.
Они должны нести несколько функций – украсить фасад, послужить местом для развлечений и отдыха, а также защитить посетителей от зноя. Одним из главных критериев является использование экологических материалов.
Стоит рассказать еще об одной уникальной особенности аэростатической призмы. Она заполнена гелием и ночью, поднимаясь до уровня высоты здания, сигнализирует о своем присутствии в небе Рима ярким свечением. После экспозиции гелий извлечен и передан в качестве подарка для вторичного использования в лабораториях научных и медицинских исследований.
Проект ОН выставлен на финальный этап конкурса 2013 года в сочетании с еще четырьмя победителями:
- Крупномасштабная стена CODA, площадь музея MoMA PS1, Нью-Йорк, 2013.
- Установка Sky Spotting Stop возле Istanbul Modern, Стамбул, 2013.
- «Сад расходящихся тропок» в Сантьяго-де-Чили, 2013.
- Water Cathedral (Водный собор), Сантьяго, Чили, 2012.
Студия Bam! Bottega di Architettura metropolitana основана в Турине из коллектива юных зодчих, обучающихся в политехническом институте: Alberto Bottero, Valeria Bruni, Simona Della Rocca, Fabio Vignolo. Все ребята родились в разных городах Италии с 1981 по 1985 гг. — Кунео (Cuneo), Турине (Turin), Монкальери (Moncalieri) Пинероло (Pinerolo).
Их задумка прожила в реальности всего два месяца, но на площади Рима. Они постарались вложить в него свою любовь и получили за это главный приз, реализовалась их первая совместная амбициозная мечта.
Студенты обогащали свою учебу программами по обмену опытом в европейских университетах и защитой диссертаций в США, Индии и Японии. Активная работа в нескольких профессиональных направлениях, практика и обучение в исследованиях на темы прогрессивного города помогли ранее достигнуть признания и победы в конкурсе CityVision, Венеция (2011) и проекте «Очистить небо» в лаборатории Casabella (2012).
Крупные выставочные центры с мировым именем участвуют в поддержке молодых архитекторов и финансируют новичков, которые выигрывают в ежегодном отборочном туре, для возведения крупномасштабных временных установок на открытых участках. Первым в игру вступил MoMA PS1 в 2000 году. Эта постоянно расширяющаяся сеть музеев дает возможность укрепить взаимозависимость и проявиться талантам в работе для сообщества. MAXXI работает в этой сети уже третий год.
Работа над гранд-концептом Национального общественного музея современного искусства XXI века велась около десяти лет. Этот удивительный ансамбль похож на инопланетного ленточного червя, внедрившегося в старую застройку и нависшего над ней.
Стены залов извиваются и перетекают в пол, который в последствие становится потолком. Закругленные бетонные стены атриума со стеклянными потолками приводят к черным лестницам, застывшим в воздухе как потоки лавы. Иногда прогулка по павильону более интересна, чем сама коллекция.
Строение спроектировала британка Zaha Hadid в районе Flaminio на месте двух сооружений бывших военных казарм Montello. В комплексе расположены два MAXXI музея – архитектуры и искусства с залами для постоянных экспозиций и временных выставок, кроме них есть аудитории, лаборатории, открытые пространства, кафе, книжный магазин и две библиотеки, зоны для досуга.
В итоге получился трехуровневый многофункциональный культурный центр Рима. Кроме презентаций художественных произведений в нем проводятся различные семинары, спектакли и кинопремьеры.
Это не одно здание, это несколько групп переплетающихся между собой и наложенных друг на друга множество раз. Изобилие мостов и переходов между двумя ранее существующими корпусами образуют Г-образный уникальный извивающийся объем, который там где нужно увеличивается, и там где нужно уменьшается. Модификация общей площадью 29 000 метров стоимостью в 150 миллионов евро получила победу еще в 1999 году на международном конкурсе дизайна.
К сведению читателей портала о современном дизайне, Zaha Hadid первая женщина, награжденная в 2004 году самой престижной в области архитектуры Притцкеровской премией, которая почитается наряду с Нобелевской премией. А за римский музей, Заха Хадид награждена британской премией RIBA.
Нам интересно ваше мнение!