Самые красивые дома в разных уголках мира мы рады представить нашим читателям. Вот уже более 100 лет этот красивейший викторианский дом с остроконечной крышей, цветочными клумбами и украшенными резьбой стенами стоит в Сан-Франциско, но время, кажется, совсем не имеет над ним власти. Дом Хаас-Лилиенталь (Haas-Lilienthal House) пережил не только два землетрясения (в 1906 и 1989 годах), но и самую разрушающую из всех сил – модернизацию. Когда его возводили, он был окружён подходящими по стилю зданиями. Сейчас же его соседи – многоквартирные дома и продуктовый рынок.
Три поколения семейства Хаас жили в этом доме. История же началась с иммигранта из Баварии, Уильяма Хааса (William Haas), который приехал в Сан-Франциско в годы Золотой лихорадки, но так золота и не нашёл. Однако он заработал состояние и место президента компании по изготовлению плетёных корзин.
В 1973 году его внуки передали дом в собственность Фонда архитектурного наследия города (Foundation for San Francisco’s Architectural Heritage), чтобы его сохранить. С тех пор офис этого фонда располагается на втором этаже здания, а тысячи людей ежегодно посещают экскурсии по дому. Но за всё это время здесь жили лишь два человека. Одна из хранителей любезно согласилась провести нас по комнатам дома.
Краткая информация
- стиль: викторианский;
- год окончания строительства: 1886;
- интересные факты: дом устоял в двух землетрясениях, а также пережил времена застройки района, является музеем викторианской архитектуры и дизайна интерьера.
С 1981 года в фонде учреждена должность хранителя дома. Сейчас её занимает Хизер Крафт (Heather Kraft). Она уже более десяти лет живет на втором этаже этого здания, общая площадь которого превышает тысячу квадратных метров. Вполне возможно, что она знает дом лучше, чем кто-либо.
Не будем ходить вокруг да около. Крафт, которая также занимает должность личного шеф-повара, немало знает о привидениях. Первое, о чём спрашивают люди, узнав, где она работает, — это призраки. За всё время работы она не видела здесь ни одного, но это не значит, что она ничего не слышала. Шаги, голоса и смех слышатся то тут, то там. Но Хизер мудро полагает, что бояться нужно живых, а не мёртвых.
Конечно же, у здания есть охранная система, но в обязанности хранителя входит ночной обход комнат. Однако за всё время работы она не встретила в доме никого, будь то человек или призрак.
Сохранившаяся обивка стен, сделанная на заказ мебель и панели из красного дерева погружают посетителей в атмосферу, в которой когда-то Хаасы собирались за столом, приезжая в дом на каждое Рождество.
Сейчас любая семья может провести здесь свой праздничный ужин, арендовав дом. Крафт сама следит за мероприятиями и помогает их организовывать. Она утверждает, что люди начинают даже вести себя в этом доме по-другому.
На стенах есть скрытые латунные кнопочки, которые не все замечают. Они служат для вызова персонала.
Лёгкое нажатие подаёт звонок на сигнализатор на кухне. Количество светящихся отверстий показывает, в какой комнате необходима помощь прислуги.
Через гостиную можно попасть в комнату для завтраков, где Уильям (William) и его жена Берта (Bertha) пили утренний кофе. За стеклянными дверками шкафов сохранились фотографии живших здесь людей.
У них было трое детей. Дочь Элис (Alice) жила здесь со своим мужем Сэмюелем Лилиенталем (Samuel Lilienthal) и матерью после смерти отца. У них было трое детей, а также они усыновили двоих племянников после смерти брата Элис. Именно они передали дом на попечение фонду. В 1970-х такие викторианские дома не были оценены по достоинству, многие из них снесли. Именно это решение и спасло дом.
На стене в комнате для завтраков висит бумага, которая раньше была скрыта от посторонних глаз. Это некая инструкция для персонала, где в подробностях расписаны все обязанности, даже то, где нужно мести пол до завтрака, а где после обеда, когда и как мыть мусорные вёдра и чистить дорожки, ведущие к дому. Хизер Крафт в некоторых моментах руководствуется этим расписанием и сейчас.
Всё в этом доме она делает сама, начиная от мелкого ремонта, заканчивая работами по саду. Пока не починили крышу, ей приходилось в дождливые ночи пролезать в узкое отверстие, чтобы подставить ведро под дыры. Она очень щепетильна и не любит, когда вещи находятся не на своих местах.
Это не один из тех музейных домов, где все вещи лежат под стеклом и никогда не вынимаются. Во время приёмов используется посуда 1930-х годов, а на кухне готовит Крафт. Здесь до сих пор всё работает.
Лишь одна вещь на кухне появилась недавно – тостер. Всё остальное было установлено ещё в начале прошлого века и использовалось личным поваром семьи.
Так как Крафт – профессиональный повар, она высоко ценит сохранившиеся кухонные приспособления. Единственное, что ей не по душе, — это высота столешницы, которая слишком низка для её роста. Поэтому Крафт приходится наклоняться.
Сейчас сад в полном распоряжении Крафт и в него редко кто заходит, потому, что он не включён в маршрут экскурсии. Когда семья Хаас только переехала сюда, задний двор использовали для канализации, сада здесь не было.
Когда-то объём стирки в этом доме был таким, что пришлось нанять работника, который ею занимался полный рабочий день. С 1900 года здесь работал и жил Ли Уинг (Lee Wing). В прачечной стоят три раковины на изящных изогнутых ножках.
Очень сложно определить возраст некоторых вещей, но с уверенностью можно сказать, что примерно так комната и выглядела много лет назад.
Сейчас в распоряжении Крафт не только раковины, но и современные стиральные машины. Сюда редко заходят посетители, но прачечная всегда содержится в чистоте, ведь никогда не знаешь, что придумает гид и какую дверь откроет. Даже если и случаются неожиданности, хранительница дома просто прячет своё бельё, улыбаясь при этом посетителям. Благо, с чувством юмора у неё всё в полном порядке.
В углу стоит камин, на котором раньше подогревали утюг.
В ещё одной комнате в подвале находятся остатки потрясающего макета электропоезда, который когда-то принадлежал внуку и тёзке Уильяма Хааса. Когда его родители умерли, ему с сестрой пришлось переехать в этот дом, где жила его родная тётушка. Некоторые слуги также переселились, включая личного шофёра, который и собрал этот макет на чердаке.
В 1929 году семья наняла дизайнера, чтобы тот спроектировал гараж и пристройку к дому, где разместились бы комнаты двух детей. Пока продолжались работы, Хаасы жили в Европе. Сейчас в гараже стоит машина Крафт, а пристройку можно арендовать и получить при этом уникальный опыт проживания в доме с богатой историей.
На втором этаже до сих пор сохранились обои и мебель с 1930-х годов. Но дом уже не совсем тот, каким был в викторианское время. Судя по сохранившимся фотографиям, в нём было намного больше деталей и украшений.
Биде в ванной комнате удивляет американцев, но Хаасы часто бывали в Европе, что и объясняет наличие этого предмета.
Держатель для туалетной бумаги изготовлен из серебра.
Туалетный столик — большой и удобный.
Кипятильник использовали для нагрева плойки или воды для бритья.
Душ оборудован красивой зубчатой насадкой, которая хорошо бы смотрелась и в современной ванной.
На регуляторе между кранами, из которых течёт холодная и горячая вода, написано «шампунь», но в действительность шампунь оттуда никогда не тёк. Там был прикручен ещё один душ, используемый для мытья волос.
Рядом с ванной есть небольшая комната, где часто проводили время женщины. Здесь висит портрет основателя дома, а на каминной полке стоят семейные фотографии.
Рядом с камином на полке лежит коробочка, о предназначении которой редко кто догадывается. В ней лежали трубки для опиума – напоминание о поездке в Китай.
За ограждающими канатами таинственно виднеется гардеробная.
В ней находится манекен и две ветки, которые служили дочери Уильяма тростями. На обоих есть её инициалы. До сих пор неизвестно, почему она использовала именно ветки, а не резные трости.
На столе в этой же комнате лежит отрывной календарь. Он открыт на символичной дате – пятница, 13.
Ещё одна пикантная деталь — очень интересная книга по ботанике: справочник ядовитых растений.
Именно находчивости и остроумию хранительницы дом обязан событию прошлого года. В Хэллоуин 2014 года здесь состоялась особая экскурсия, где гиды были одеты в костюмы, а посетителей пускали только после заката. Такая атмосфера добавила и без того загадочному дому ещё больше мистики. Экскурсоводы рассказывали страшные истории, а костюмированные актёры выпрыгивали то тут, то там. Мероприятие имело бешеный успех, и в этом году Крафт намерена его повторить.
Комнату для служанки превратили в детскую. Игрушки того периода лишь создают атмосферу, семье Хаас они не принадлежали. Исключение составляет кукольный дом, построенный всё тем же шофёром, который собрал железную дорогу. Одна из кукол даже одета в шоферскую форму.
Со времён комнаты для слуг сохранилась швейная машинка. Крафт сама добавляет некоторые детали, пытаясь оживить дом, — как, например, этот кусочек ткани.
Ещё одна идея хранительницы – выставить куклы, которые принадлежали дочери Хааса, под стеклом в прихожей. Она нашла их на чердаке и решила оформить таким образом.
Комнаты дальше по коридору в основном переделаны под офисы, но сохранилась старая ванная, которая отлично функционирует и используется сотрудниками фонда.
Бело-голубая плитка и сейчас выглядит стильно.
На чердаке также располагаются офисы, куда посетителей не водят. Раньше он использовался для хранения вещей. Лестница ведёт на остроконечную крышу.
В чердачной кладовой есть множество полок и окошко под потолком. Какой из него открывается вид, к сожалению, не известно, потому что оно слишком высоко.
По словам Крафт, повар считался начальником всего обслуживающего персонала, поэтому ему — или ей — полагалась самая большая комната на чердаке. Сейчас там библиотека.
И хотя Крафт пустила фотографа во многие места, куда остальным вход запрещён, в одну комнату она оставила дверь закрытой. Это её спальня, которую изнутри охраняет кошка Лулу.
Хизер Крафт не просто следит за домом, она придаёт ему тот уют, который ощущает каждый гость.
Потрясающий классический викторианский интерьер! В таком музее полезно побывать не только туристам, но и местным жителям, чтобы ознакомиться с историей и бытом позапрошлого столетия. Особенно впечатляет, что дом-музей такой «интерактивный»: и тематические экскурсии, и праздники, ещё и арендовать можно, чтобы в полной мере окунуться в атмосферу того времени.
За более чем 150 лет дома практически не изменился! В нем все пропитано духом того времени и побывать в таком месте это честь. Думаю, во многом заслуга такой сохранности принадлежит Крафт. С виду миловидная женственная особа, но чтобы содержать это имение в таком образцовом порядке, у нее должен быть железный характер и мужская хватка. Надо отдать ей должное, не всегда можно найти такого прекрасного хранителя дома.