Тадао Андо в совершенстве овладел таким сложным ремеслом, как дизайн искусственных водоёмов, и регулярно применяет своё умение на практике. Работы этого мастера состоят не только из физически осязаемых субстанций: отражение, простая цветовая палитра и негативное пространство — вот инструменты, которыми он активно пользуется, заставляя свет, воду и ветер участвовать в формировании блестяще спланированных статичных композиций.
Тадао Андо — японский архитектор-самоучка, получивший в 1995 году Притцкеровскую премию. Вышеназванные природные элементы он включает фактически в каждый из своих проектов, многие из которых содержат пейзажные бассейны или пруды. В этих творениях — всегда свежих и гармоничных — легко прослеживается уникальный почерк автора.
Храм воды в Авадзи, Япония (1991)
Являясь резиденцией для сподвижников самого раннего ответвления тантрического буддизма в Японии, Храм воды по праву считается самым значительным произведение Андо.
Овальная структура из бетона содержит искусственное озеро, в котором растут лотосы. Отражающая поверхность, к которой можно подняться по простой лестнице, символизирует небо. Чтобы достичь этой вершины, нужно пройти по гравийной дорожке, проложенной снаружи, что призвано напомнить об этапах инициации.
Овальный зал в Музее современного искусства на Наосиме, Япония (2004)
Сооружение на острове Наосима является в некотором роде музеем творчества самого Тадао Андо. По его собственным словам, он поместил бетонную коробку в старую нору под землёй. Овальный зал имеет потолок со слегка закруглённым сводом и огромным окном в центре. Одна из его стен выровнена с главной осью основного здания и наклонена по отношению к средней линии, благодаря чему создаётся впечатление полной открытости структуры.
Помещение освещается только естественным светом. Андо ставил перед собой цель создать пространство, которое, будучи довольно компактным, казалось бы невероятно глубоким. Здесь противопоставленные элементы — прошлое и настоящее, дерево и бетон, свет и тень — бесконечно накладываются друг на друга.
Частная вилла Monterrey в Мексике (2011)
Характерной чертой этой резиденции, расположенной на холме в Монтеррее, является бассейн, нависающий над склоном. Его несколько раз пересекают бетонные стены с проёмами, формирующими своеобразные обрамления для восхитительного пейзажа: с участка открывается вид на национальный парк Кумбрес-де-Монтеррей.
Трёхэтажный дом, построенный для одной мексиканской семьи, имеет в качестве центрального элемента двухуровневую библиотеку. Терраса на крыше продолжается великолепным пейзажным бассейном, который, кажется, напрямую соединяется с небом.
Музей современного искусства в Форт-Уэрте, Техас, США (2002)
Это одно из наиболее известных сооружений Андо, характеризующееся наличием массивных Y-образных опор из бетона, которые отражаются в бассейне площадью 6000 м2. Пять павильонов с плоскими крышами смотрятся так, будто они выросли прямо из воды.
Построенные из простых материалов и выдержанные в монохромной палитре, они не вступают в борьбу за внимание зрителей с пейзажем и представленными произведениями, но при этом образуют единую элегантную композицию.
Стеклянные стены, являясь физическим барьером между внутренним и внешним пространствами, почти не ощущаются зрительно. В то же время свет, отражённый от поверхности воды, создаёт чарующие блики на стенах помещений.
Церковь на воде на Хоккайдо, Япония (1988)
Бассейн, являющий собой классический образец творчества Андо, располагается таким образом, что прихожане, которые находятся внутри церкви, смотрят прямо на него.
В центре бассейна установлен простой крест. Церковь состоит из двух перекрывающих друг друга кубов — входной структуры из стали и стекла и основного строения, выступающего в роли часовни. Стеклянная стена, выходящая на бассейн, может раздвигаться, если позволяет погода. Неудивительно, что Церковь на воде по проекту Андо является одним из самых популярных мест для проведения свадеб в Японии.
Здание Пулитцеровского центра искусств в Сент-Луисе, Миссури, США (2001)
Это первое стоящее отдельно сооружение, построенное по проекту Андо в США. В этом центре хранятся семейные коллекции известных благотворителей, а также проводятся передвижные выставки.
Бетонные конструкции отливались на месте в течение всего четырёхлетнего периода строительства, в ходе которого были использованы технологии, ранее не известные американским специалистам. Умиротворяющая и простая структура также дополнена фирменным знаком Тадао Андо — просторным пейзажным бассейном.
Театр Poly Grand в Шанхае, Китай (2014)
Отверстия, прорезанные в стенах из стекла и бетона, делают театр Poly Grand не похожим ни на какой другой. Искусственное озеро, расположенное вдоль двух стен здания, позволило творению Андо стать новой достопримечательностью Шанхая.
В воде отражаются причудливые проёмы в стенах — выходные части туннелей, которые пронизывают пространство площадью 56 000 м2 под разными углами, формируя фантастический динамичный интерьер. Таким образом, наружные очертания здания кажутся вполне обычными, в то время как внутри скрывается удивительная цилиндрическая структура.
Музей Hansol в Вонджу, Южная Корея (2013)
Расположенный на вершине горы рядом с национальным парком Чиаксан, что в провинции Канвондо, музей Hansol призван объединить природу и искусство.
Основу его экспозиции составляет личная коллекция местного бумажного магната Ли Ин Хи. Различные монументальные структуры установлены непосредственно над поверхностью искусственного пруда. Отражаясь в нём, произведения современного искусства, среди которых имеется, например, эффектная красная скульптура под названием Archway Александра Либермана, кажутся парящими в воздухе.
Обилие воды уравновешивается окружающим лесом, а также имеющимся на территории музея садом камней, который является отсылкой к Королевским могильным курганам времён Силлы — памятником корейской архитектуры в Кёнджу. Вода окружает все элементы комплекса, построенные из известняка и бетона.
Музей Aurora в Шанхае, Китай (2013)
Другая частная коллекция выставлена в стенах шестиэтажного музея Aurora в Шанхае. Он представляет собой отреставрированное историческое здание, в котором на протяжении многих лет хранились древние образцы китайского искусства и артефакты.
И лишь совсем недавно музей обзавёлся минималистской пристройкой, спроектированной Тадао Андо. Одна из стен сооружения — застеклённая, разделённая на множество квадратных секций. Примыкающий к ней искусственный водоём обеспечивает плавный переход от новой структуры к старой. В здании, которое построил Андо, проводятся выставки современного искусства.
Морской музей в Абу-Даби, ОАЭ (проект)
Морской музей, строительство которого пока ещё даже не началось, призван подчеркнуть значимость Персидского залива в жизни людей, живущих в Объединённых Эмиратах. Сооружение будет иметь резкие очертания и выразительную геометрию.Оно должно напоминать композицию из парусов, вырастающих из поверхности воды, которая, конечно, будет окружать музей со всех сторон.
Андо комментирует свой проект так:
«Скульптурное здание парит над плоскостью моря и обрамляет великолепный вид на залив вдоль побережья острова Саадият. Внутри строения заключено динамично структурированное пространство, напоминающее днище лодки».
Работы мастера Андо могут служить наглядными примерами того, что грамотно спроектированный искусственный водоём способен сделать архитектурный объект неповторимым.
Какое из представленных здесь сооружений понравилось вам больше других?
Нам интересно ваше мнение!