Главная \ Архитектура \ Сакральные здания \ «Лесной камень» Швеции – новый крематорий в красивом лесу на юге Стокгольма

«Лесной камень» Швеции – новый крематорий в красивом лесу на юге Стокгольма

Внутреннее убранство крематория Лесной камень

Скугсчюркугорден – красивое Лесное кладбище – давно облюбовано туристами, приезжающими в Стокгольм. «Лесной камень» – это девиз, которым обозначила свой проект фирма Johan Celsing Arkitektkontor, выигравшая международный конкурс.

Задача перед конкурсантами стояла особенная: спроектировать такое строение, крематорий, который гармонично дополняет ансамбль Гуннара Асплунда. К тому времени, когда техническое оборудование старого крематория основательно износилось, знаменитый комплекс Гуннара Асплунда на Лесном кладбище был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творение известного архитектора обрело статус неприкосновенности, что и сделало техническую модернизацию, требовавшую капитальной реконструкции здания, невозможной.

Крематорий Лесной камень в Швеции

150 метров отделяют здание нового крематория от главной часовни старого комплекса – Святого Креста. Приземистая постройка находится на холмистой местности, и окружена могучими вековечными соснами.

С высоты птичьего полета крематорий выглядит весьма зловеще – как военный бункер, дзот или преддверие некого инфернального лифта, уходящего в преисподнюю. Но это не случайно. Архитекторы придерживались функционализма – особого направления в архитектуре, которое возникло в ХХ веке.

Здание крематория Лесной камень

Функционализм был жестко раскритикован многими архитекторами, которые придерживались альтернативных, ярких, душевных стилей, умножающих положительные эмоции и красоту. Ведь серость бетона, грубость и минимализм отделки, угловатость параллелепипедов накладывают на здания отпечаток «эстетики» бездушной, барачной, концлагерной. Что и прослеживается через негативный эмоциональный настрой, который создают такие строения.

Положительную нотку вносит белый цемент и пустотелый белый кирпич, изменяющий акустику здания. Ибо свет, проходящий через верхние окна, сделанные в крыше, усиливается и создает ощущение помилования – и живых, и покойников. Он похож на луч жизни, просачивающийся в царство мертвых – в беспроглядную скандинавскую Хель. Что и создает положительное ощущение – благой, светлой надежды.

Второй плюс – дорога из больших гранитных плит, положенных между сосен. В отличие от бетона и асфальта такое покрытие органично вписывается в живописный пейзаж и похоже на дорогу именно жизни, а не витающей недалеко смерти.

План схема крематория Лесной камень
План схема крематория Лесной камень

Этот крематорий, разумеется, чрезвычайно уступает тому, который спроектировал достопочтенный Гуннар Асплунд. Например, мы не увидим здесь красивую скульптурную композицию, как рядом с часовней Святого Креста. Но эта художественная скудость еще раз напоминает, что гении в архитектуре появляются не каждый год кряду.

И все ж таки компактность этой чисто функциональной постройки не вносит сильного диссонанса в эстетику Лесного кладбища. Южная часть столицы по-прежнему великолепна.

Если судьба занесет посетителя Красивого загородного дома в Стокгольм в качестве туриста, есть смысл посетить именно это, южное кладбище, где похоронена великолепная Грета Гарбо – самая знаменитая дочь Одина в ХХ столетии.

Тихое, красочное место, обнесенное массивным каменным забором, как будто специально создано для медитации и размышления о той Границе, которая отделяет мир живых от Гадеса и светозарных Небес.

Стеклянные двери крематория Лесной камень